ИсторияКультура

Возвращение Николая Петровича Краснова

Виктор Александрович Москвин, директор Дома русского зарубежья “Александар Солженицын” торжественно открыл художественно-документальную выставку «Архитектор Н.П.Краснов. Возвращение» в Москве 13 декабря 2019 года.

Виктор Александрович Москвин, директор Дома русского зарубежья
Виктор Александрович Москвин, директор Дома русского зарубежья

Творческое архитектурное наследие Николая Краснова в Королевстве сербов, хорватов и словенцев / Югославии, на Крыму и на Мальте представлено публике посредством записей и оригинальных документов.

На выставке представлено более 150 экспонатов: учетно-техническая документация жилых зданий и памятников, чертежи и эскизы, конкурсная документация, технические решения, фотографии, составление дневников, а также личные записи, представляющие ценность для культурной, образовательной и экономической жизни Югославии, Крыма и Мальты.

Содержание выставленных записей включает его работы по сохранению национального наследия и укреплений, а также участие в дизайне интерьеров и экстерьеров. Особый сегмент подразумевает его интерес к геральдике и фалеристике.

Творчество и разностороннее художественное видение выделяются в международном историческом архитектурном произведении 20-го века.

На открытии выставки выступили представители Сербии и Мальты: Славолюб Царич, советник посла Сербии в России и посол Республики Мальта в России.

Слаболюб Царич, советник посла Сербии в России
Слаболюб Царич, советник посла Сербии в России

Николай Петрович Краснов ( 23 ноября (5 декабря) 1864, село Хонятино, Глебовской волости Коломенского уезда — 8 декабря 1939 года, Белград). Академик Санкт-Петербургской Академии художеств, архитектор Российского императорского двора, личный наставник князей Романовых Николай Петрович Краснов внес большой вклад в градостроительство Ялты и повлиял визуальную на южный крымский пейзаж.

В возрасте двадцати одного года Николай Краснов получил престижную награду, которая принесла ему официальное звание архитектора. В 1887 году Николай Краснов переехал в Ялту.

В первые годы работы в Ялте Краснов научился ориентироваться в совершенно неизвестной местности. Сейсмомагниты, оползни, скалы, особенности климата и местный строительный материал – все это обследовано для нового подхода к строительству и проектированию зданий.

Одним из первых распоряжений городского архитектора становится продолжение всех работ по расширению набережной, прокладке канализации и строительству пирса. Далее ему было поручено строительство женской и мужской средней школы, а также Церкви для учащихся средней школы. Последовало строительство Александро-Невского собора, церкви Святой Нины, горного клуба и других административных зданий.

Ливадийский дворец
Ливадийский дворец

Без всемирно известных памятников архитектуры, построенных по его проектам, теперь невозможно представить крымское южнобережье – знаменитые дворцы: «Дюльбер» в «арабско-сарацинском стиле», «Харакс» на мысе Ай-Тодор, Юсуповский дворец в Кореизе, Ливадийский дворец и дворец Кичкине на сегодняшний день создают уникальный исторический облик Южного берега Крыма.

Ливадийский дворец, расположен в 3 км от Ялты и с 1861 г. был резиденцией российских императоров
Ливадийский дворец, расположен в 3 км от Ялты и с 1861 г. был резиденцией российских императоров

Но самым известным зданием является Ливадийский дворец, построенный в стиле итальянского ренессанса. Двенадцать лет Краснов работал главным архитектором Ялты.

Будучи верными монархистами, после Октябрьской революции в России Краснов и его семья покинули страну, оставив все позади. Опасное путешествие в Галлиполи, а затем дальше на западе, на Мальте, действительно был утомительным для семьи архитектора. Без достаточно финансовых средств, в поисках убежища от коммунистического террора, Николай Петрович, его жена Анна, дочери Ольга и Вера и внук Владимир разделили неопределенную судьбу сотен тысяч русских «белых» беженцев.

К концу 1921 г. русские эмигранты в Королевстве Югославии узнали о трудностях, с которыми Краснов боролся на Мальте. Ассоциация российских инженеров
немедленно приняла меры, чтобы организовать его переезд в Белград.

Сразу по прибытии в Югославию Краснов привлек внимание короля Александра I
Караджоржевича (1888–1934), и вскоре после этого местная элита последовала примеру Его Королевского Величества. Следуя мечте о панславянском объединении, югославский монарх принял активную русофильную политику. Его неоспоримый талант и богатый профессиональный опыт, престижное звание российского императорского архитектора и его членство в Санкт-Петербурге Академия способствовала участию Краснова в важнейших местных архитектурных начинаниях того времени. После многолетних трудностей Краснов снова обрел мир и финансовую независимость, но держался на расстоянии от чрезмерного общения в Белграде. Вместо этого он выбрал
спокойную жизни со своей семьей.

В югославском Королевстве, как и в начале своей профессиональной карьеры в Ялте, Николай Петрович был и работал государственным архитектором высокого ранга, инспектором в Министерстве строительства.

С монументальными общественными дворцами и административными зданиями тщательно разработанных форм, которые красноречиво выражая власть и влияние учреждений, действующих за их стенами, Краснов внес значительный вклад в международный архитектурный стиль историзма (Народная Скупщина Сербии, Белград; Государственный архив Сербия, Белград; Бановина дворец, Цетине).

Народная Скупщина Сербии, Белград
Народная Скупщина Сербии, Белград

Его функциональные, продуманно разработанные городские проекты (общий городской план для Ялты; парк Ужице, Сербия) и отдельные объекты (мужской пансионат) школа императоров Александра Третьего Романова, Ялта; Женская гимназия, г. Ялта; Манеж театр, Белград; соборы в Прахово и Гевгелия улучшили и обогатили различные аспекты повседневная жизнь российских и югославских граждан.

Краснов сформировал пилоны Моста короля Александра, значительного объекта, который впервые в своей истории соединил Белград с левый берег реки Сава, исторической границы между Сербией и Австро-Венгрией. Будучи академиком архитектуры, он разработал многочисленные сакральные здания (церковь
Мужская школа-интернат, Ялта; Часовня Негоша, гора Ловчен; военная церковь Ружица рядом с Белградской крепостью), а позднее ознаменовалось изготовлением мемориальной архитектуры в Королевстве Югославии (памятники во Власотинце и Грбавче; мемориальные часовни на греческих островах Видо и Зейтинлик).

Уважая первоначальные концепции, которые он позже использовал в качестве вдохновения и мастерски включил в свое видение, Краснов участвовал в реконструкциях, строительстве переделки и пристройки (Бахчисарайский дворец, Крым; Госсовет Югославии). Безупречный вкус и личное эстетическое видение сыграли важную роль роль в многочисленных изысканных интерьерах Краснова (дизайн интерьера Собор Александра Невского, Ялта; Королевский дворец в Дедине, Белград; Здание Национального собрания, Белград).

Николай Краснов - Фасад Министерства финансов Белград
Николай Краснов – Фасад Министерства финансов Белград

Помимо государственной службы, на протяжении многих лет Николай Петрович создавал жилищное архитектурное производство, формирование крымских пейзажей на службе у императорской элиты и обогащение общественных мест Белграда несколькими прекрасными зданиями (Ливадийский дворец, Крым; Дворец Дюльбер, Крым; жилой дом на улице князя Михаила, 9, Белград)

После семнадцати лет преданной работы в Королевстве Югославия Николай Петрович Краснов скончался 8 декабря 1939 года. Он был похоронен в Белграде, в русском разделе Нового кладбища.

Как верный монархист и человек вкуса, Николай Петрович оставался верным архитектурным принципам историзма. Октябрьская революция и изменение политических обстоятельств в Югославии после Второй мировой Война глубоко повлияла на мировоззренческие и эстетические убеждения Европы 20 века. Поэтому после смерти Краснова, его имя исчезло.

155 лет после рождения Николая Краснова его дела больше говорят чем пресса. 9 декабря 2019 года в Белграде выдающемуся русскому и сербскому архитектору Николаю Петровичу Краснову торжественно открыли памятник.

Памятник Николаю Петровичу Краснову в Белграде 9 декабря 2019 года
Памятник Николаю Петровичу Краснову в Белграде 9 декабря 2019 года

Судя по всему, творчество Николая Петровича Краснова имеет непреходящую ценность и заслуживает стать международно признанным.

На приглашение продюсера Филиппа Кудряшова команда Сербского Слова и Сербское радио приняла участие в открытии выставке «Архитектор Н.П.Краснов. Возвращение».

Команда Сербское Слово и Сербское радио
Команда Сербское Слово и Сербское радио

С 14 декабря 2019 года по 26 января 2020 года Дом русского зарубежья им. Солженицына приглашает на художественно-документальную выставку «Архитектор Н.П.Краснов. Возвращение».

http://domrz.ru/exhibition/khudozhestvenno_dokumentalnaya_vystavka_arkhitektor_n_p_krasnov_vozvrashchenie_/

Like
Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Back to top button
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x