Кадастр Сербия
Кадастр Сербия

25 мая 2018 года в Сербии принят новый закон о порядке внесения записей в кадастр недвижимости, который непосредственным образом коснется всех покупателей сербских домов и квартир. И без того не очень сложная процедура обещает стать еще проще.

Хождение по инстанциям

Сербия значительно отстала от европейских стран в плане предоставления услуг в электронном виде и пытается это отставание ликвидировать, делая это очень целеустремленно и эффективно. Очереди в государственных учреждениях сокращаются прямо на глазах. Возможно, перенаселенный по сербским меркам Белград этого пока не чувствует, но зато в провинции перемены хорошо различимы. Принцип «одного окна» постепенно становится нормой.

Теперь очередь дошла до кадастра. С 1 июля 2018 года покупатели недвижимости будут избавлены от необходимости после заверения договора купли-продажи у нотариуса отправляться в хождение по инстанциям (или платить посредникам за это хождение).

На сегодняшний день новый владелец недвижимости, чтобы покончить с формальностями, должен:

  • оплатить таксу за внесение изменений в кадастровые книги (то есть за то, чтобы его записали в качестве нового владельца);
  • с квитанцией об оплате и оригиналом договора купли-продажи явиться в местную службу кадастра недвижимости и оставить там заявление на запись в кадастровые книги нового собственника;
  • отнести копию договора купли-продажи в Налоговое управление и подать там заявление о начислении налога на перенос абсолютных прав собственности;
  • отнести еще одну копию договора в местную општину для начисления налога на имущество.

Всё это требует немалого времени, не говоря уже о том, что иностранному покупателю дополнительно приходится преодолевать языковой барьер в общении с чиновниками и осваивать искусство правильного заполнения заявлений. Либо, опять-таки, приходится кому-то платить, и честные посредники пользуются незнанием/неумением своих клиентов, чтобы получать по 100 евро за работу, занимающую от силы полчаса (читайте внимательно списки дополнительных услуг на сайтах агентств и делайте выводы).

Принцип «одного окна»

С 1 июля 2018 года необходимость в этих дополнительных хождениях у покупателей отпадет.

Нотариус должен будет электронную копию подписанного договора купли-продажи заверить своей собственной цифровой подписью и в течение 24 часов переслать ее в Республиканское управление геодезии (Републички геодетски завод, РГЗ). РГЗ, в свою очередь, на основании полученного договора самостоятельно внесет изменения в кадастровые книги и перешлет копии договора в Налоговое управление и местную општину для начисления налогов на перенос абсолютных прав собственности и на недвижимость. Это не только упростит процедуру, но и ускорит ее. В частности, на внесение изменений в кадастровые книги согласно новому закону будет отводиться не 15 дней, как сейчас, а не более 10.

Еще одним преимуществом новой процедуры является то, что сербские нотариусы получат прямой доступ к услугам Службы кадастра и смогут проверять состояние собственности, являющейся предметом сделки, не по бумагам, а в электронном виде в режиме реального времени. Это значительно снизит риски, связанные с возможностью подделки документов, и предотвратит возможность одновременной продажи одного объекта разным лицам.

Не менее приятно, что расходы на бюрократические процедуры в результате всех этих нововведений, — по крайней мере, так обещают сегодня, — должны не возрасти, а снизиться. Предполагается, например, что нотариус в дополнение к стандартной цене своих услуг будет получать еще 1690 динаров за оцифровку документов и подготовку изменений в кадастровые книги, тогда как сегодняшняя такса кадастра за внесение таких изменений составляет 4810 динаров. Но что там получится на практике, мы ещё увидим.

Источник