ИсторияРоссия

Евгений Викторович Вучетич

Евгений Вучетич (1908-1974) – крупнейший отечественный монументалист с сербскими корнями, Герой Соцтруда, ветеран войны, подполковник, основатель «сталинского классицизма», народный художник СССР, лауреат Ленинской и пяти (!) Сталинских премий. Создатель всемирно знаменитых памятников, поражающих грандиозностью размаха и сверхчеловеческой пластикой. Прежде всего это Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде, но еще и Родина-мать в Киеве, Воин-освободитель в берлинском  Трептов-парке, «Перекуем мечи на орала» (у здания ООН в Нью-Йорке), «Соединение фронтов» в Пятиморске, многочисленные памятники Ленину и Героям СССР, многочисленные скульптурные портреты ярчайших людей эпохи – от Шолохова до Бидструпа…

Рядом со своим домом (Тимирязевская улица, 33) в дачном посёлке на севере Москвы Евгений Вучетич организовал собственную художественную мастерскую. После смерти скульптора на её территории сохранились макеты самых известных работ художника и различные скульптурные наброски: голова монумента «Родина-мать» для памятного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», неоконченный проект гигантского памятника В. И. Ленину («Голова Ленина») и иные произведения.

В 1957 году Вучетич стал автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Название статуи — призыв к отказу от распрей и вражды, к мирной, созидательной жизни — взято из Старого завета (Ис. 2:4, Иоил. 3:10, Мих. 4:3), где предсказывается, что народы мира перестанут воевать, а оружие переделают в плуги и серпы.

Копия статуи сейчас находится в парке филиала Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве. Другая авторская копия установлена в Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центральным домом культуры (ЦДК).

Ещё одна авторская копия статуи «Перекуем мечи на орала» находится в Волгограде, у проходной завода «Газоаппарат». Скульптура подарена автором заводчанам за их вклад в дело возведения памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. В одном из цехов завода располагалась мастерская, в которой мастер занимался изготовлением элементов мемориала. Там же Е. В. Вучетич ваял с натуры голову главной скульптуры мемориала Матери-Родины.

В 1958—1967 годах по проекту и под непосредственным руководством Вучетича был сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (совместно со скульпторами: М. С. Алешенко, В. Е. Матросовым, Л. М. Майстренко, А. Н. Мельником, В. А. Маруновым, В. С. Новиковым, А. А. Тюренковым; архитекторами: Я. Б. Белопольским, В. А. Дёминым, Ф. М. Лысовым и др.; руководитель группы инженеров — Н. В. Никитин), произведено «озвучивание» Мамаева кургана — создание звуковых композиций (вместе с диктором Юрием Борисовичем Левитаном, звукорежиссёром Александром Ивановичем Гераськиным и режиссёром Виктором Кадиевичем Магатаевым.)

Идея создания звуковых композиций на Мамаевом кургане в Волгограде возникла у Вучетича во время посещения Италии. Он обратился к волгоградскому журналисту Всеволоду Ершову, который и познакомил известного скульптора со звукорежиссёром волгоградского радио Александром Гераськиным, принявшим в дальнейшем непосредственное участие в «озвучивании» Мамаева кургана.

На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами — композиция «Родина-мать» (автор Е. В. Вучетич). В ней искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.

Like
Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Back to top button
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x